real estate menu left
real estate menu right

Расписание

Богослужения проводятся
ежедневно на пр.Толбухина
д. 43, кв. 61.

Св. Месса
Воскресенье: 11.00
Понедельник: 18.00
Вторник: 09.30
Среда: 18.00
Четверг: 18.00
Пятница: 18.00

В Костроме

Воскресенье: 16.00

Розарий
Молитва Розария совершается
за полчаса до св. Мессы 

Заступническая молитва
Вторник: 10.15

Поклонение Святым Дарам
Четверг: 17.00

 

Поиск

Новые комментарии

Цитата дня

Без Бога нет ничего постоянного. Ничего. Жизнь проходит, удача покидает, здоровье рушится, репутация портится. Надо посочувствовать тем, кто вкладывает так много сил во все это. Они делают это потому, что слишком любят себя, но неверной любовью. Поэтому они всегда несчастны, неспокойны, взволнованы, взбудоражены и нервны. Слушайте, дети мои, добрый христианин проезжает этот жизненный путь на триумфальной карете, которую везут Ангелы, а управляет ею Господь. А бедный грешник запряжен в эту карету жизни, в то время как дьявол сидит на ней и подгоняет его ударами хлыста. - Иоанн-Мария Вианней

Часть 13 - Проповедь
Тексты - Занимательный путеводитель по лабиринту св. Мессы
Автор: Jawnogrzesznica   
05.09.2011 18:55

«Ученики Его сказали Ему: вот теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. Теперь мы видим, что Ты знаешь все» (Ин. 16:29-30)

Скажу честно: из всех предыдущих очерков теперешний – касающийся проповеди – оказался для меня самым сложным. Ну что здесь можно сказать оригинального, а тем более занимательного? Добрая половина церковно-клерикальных анекдотов, баек и просто правдивых историй связано именно с проповедью. Никто не придумывает анекдоты про офферторий или второе чтение. А вот о проповеди -  сколько угодно.

По моим личным наблюдениям, не претендующим ни на объективность, ни на репрезентативность, в народе Божием встречаются две основные реакции на выход священника к амвону.

- Ооо, проповедь,  можно, наконец, поспать!

- Ооо, проповедь, можно, наконец, проснуться!

Для меня проповедь – такая, как она есть, в «обычной» церковной жизни – всегда была живым примером того, как развивается то великое и красивое, что мы называем «учительством Церкви».  Великим и красивым оно, конечно, видится по прошествии времени, после шлифовки и огранки, борьбы, споров и решений.

Священник, епископ или диакон (но не все разом!) выходит к амвону и начинает говорить. Иногда – красиво и в точку, иногда – (что тоже случается, но, конечно же, не в нашем приходе!) какие-нибудь глупости. Говорит он в меру своих человеческих возможностей: так, как понимает, чувствует, или прочитал в книжке. Для кого-то сказанные слова будут поводом изменить жизнь. (Пример первый. Сидит молодой человек в церкви, слушает проповедь и думает: «Ну и зануда! Вот я бы проповедовал в десять раз лучше». Встает, хлопает дверью и уходит к доминиканцам. Пример второй. Сидит молодой человек в церкви, слушает проповедь и думает:  «Ну и зануда!» Встает, хлопает дверью и … уходит насовсем. Такое тоже случается).

Для кого-то слова проповеди – повторение пройденного, а у кого-то они вызовут вопросы. Дело Церкви – то есть наше – узнать в человеческом то, что действительно Божие. В наследии даже самых великих христианских богословов и проповедников есть мысли, ставшие частью Священного Предания –  учительства Церкви; и есть мысли, в которых выражено их человеческое «частное богословское мнение». Пшеницу – на хлебозавод, плевелы – в мусорку.

Если Вы думаете, что каждый раз, когда Вы приходите на Мессу в будний день, Вы имеете право услышать проповедь, можете поставить крестик в графе «капризный,  привередливый, избалованный хорошими священниками прихожанин». Проповедь обязательна лишь в дни воскресений и обязательных праздников. В остальное время  все определяется доброй волей, желанием и креативными способностями целебранта.

Все проповеди можно разделить на две большие категории: объяснение прочитанного Евангелия (гомилия в строгом смысле слова) и… и все остальное. Под всем остальным подразумевается а) объяснение истин веры («Что вы всегда хотели знать о Пресвятой Троице, но не решались спросить, а сегодня как раз подходящий день»), моральные наставления («Что-то вы, дорогие мои, в последнее время совсем распоясались, вот я вам ужо») и комментарий важнейших событий или общественных проблем («Вообще-то готовиться было некогда, но утром я прочитал в газете…»).

Так было, практически, испокон веков.

Традиция произнесения проповеди во время храмового богослужения появляется у иудеев после возвращения из Вавилонского плена, во времена первосвященника Ездры (VI в. до н.э.). Об этом говорит книга Неемии: «И читали из книги внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем. 8:8).

Сначала проповедь вовсе и не была проповедью: народ нуждался в переводе с древнееврейского – сакрального языка Торы -  на обыденный разговорный язык – арамейский. Как при любом переводе, некоторые слова и фразы невозможно было передать на другом языке буквально, и переводчику приходилось пускаться в пояснения и оговорки: «на самом-то деле это слово означает не то, что вы все подумали!». Выглядел процесс, наверное, забавно: переводчик-толкователь становится рядом с чтецом Торы, и после каждых трех стихов давал свой комментарий. Когда комментарий чересчур затягивался, чтец наступал толкователю на ногу, дергал его за бороду или просто пихал в бок.  Народ, как водится, при этом оживлялся.

После разрушения первого Храма и развития синагогального богослужения иудейские проповедники показали себя во всей красе. Объяснение читаемых библейских текстов стало считаться необходимым. Проповеди произносились и на больших праздниках, на свадьбах, похоронах, при начале служения раввина,  и т.д. Народ, разумеется, уже тогда ходил «послушать отца NN»… ээээ… то есть «равви такого-то из Новой синагоги за рекой, они там все так здорово проповедуют, а как выглядят!».  Появился даже обычай называть субботы по именам проповедников, чтобы всем было ясно, кто будет учить народ на следующей неделе.

Связь проповеди с только что прочитанным текстом священного Писания сохранилась в первые века христианства. Но позднее, по мере христианизации варварской Европы, проповедникам приходилось не столько толковать тексты, сколько объяснять недавно крещеным франкам, саксам и фризам, во что они веруют и зачем, и Кто все-таки был этот Иисус из Назарета. Если проповедь не удавалась, священник рисковал получить от новоиспеченного народа Божия  не только серию зевков и поглядываний на часы, но и нечто более весомое, например, топор, брошенный  в голову  несчастному чьей-то мускулистой рукой. Зато благодаря таким вот казусам следующее поколение проповедников уже могло наставлять народ примерами героически отдавших свою жизнь мучеников.

Существуют многочисленные руководства на тему «Как написать хорошую проповедь», и даже сборники готовых проповедей (не только авторства св. Августина или Иоанна Златоуста). Но почему-то до сих пор никто никогда не объяснил, как правильно проповедь слушать.  

Здесь есть множество нюансов.

1. Будешь неотрывно таращиться на проповедника – он, чего доброго, покраснеет, поперхнется и забудет главную мысль.

2. Будешь улыбаться – подумает, что смеются над ним.

3. Будешь скорбно покачивать головой – решит, что проповедь не нравится и начнет заново.

4. Будешь искренне обсуждать понравившиеся обороты с соседом -  см. п.1.

5. Будешь на сорок восьмой минуте одобрительно поддакивать «да-да, как это верно, продолжайте-продолжайте» - получишь от соседа в бок локтем больно.

Дорогие священники! Как бы то ни было, мы благодарны вам за все проповеди: короткие и длинные, пламенные и скучные (людям все-таки надо иногда выспаться!). Продолжайте Ваше служение в том же Духе, а Дух, как известно, «научит вас всему».

Продолжение следует.

 

 


Exaltation of the Holy Cross Roman Catholic Parish, Yaroslavl, 2010 ©

.