real estate menu left
real estate menu right

Расписание

Богослужения проводятся
ежедневно на пр.Толбухина
д. 43, кв. 61.

Св. Месса
Воскресенье: 11.00
Понедельник: 18.00
Вторник: 09.30
Среда: 18.00
Четверг: 18.00
Пятница: 18.00

В Костроме

Воскресенье: 16.00

Розарий
Молитва Розария совершается
за полчаса до св. Мессы 

Заступническая молитва
Вторник: 10.15

Поклонение Святым Дарам
Четверг: 17.00

 

Поиск

Новые комментарии

Цитата дня

Не говорите, что вы не достойны Его. Это правда, что вы не достойны Его, но вы нуждаетесь в Нем. Если бы для Господа было важно, достойны мы Его или нет, Он бы не подарил нам это великое таинство Любви. Никто на земле не достоин Его, ни Святые, ни Ангелы, ни Архангелы, но Он думал о наших нуждах, а все мы нуждаемся в Нем. Не говорите, что вы грешники, и что вы слишком ничтожны для Него и поэтому вы не смеете прийти к Нему. В этом случае вы становитесь подобны больному, который отказывается принимать лекарства и не хочет звать доктора. - Иоанн-Мария Вианней

Пятиминутка физических упражнений, или несколько технических деталей
Занимательный путеводитель по лабиринту св. Мессы
Автор: Jawnogrzesznica   

Нет-нет, конечно же, никто не обрадуется, если Вы вдруг решите поразмяться во время литургии – скажем, сделать пару приседаний или  отжиманий. (Хотя мысль о проползании по-пластунски между рядами лично меня посещала не раз. Если потренироваться, можно перемещаться по храму довольно быстро, при этом не заслоняя обзор окружающим.) Речь пойдет о наших жестах и, так сказать, телодвижениях во время литургии Слова.

В начале литургии Слова верные садятся. Не спешите думать, будто это исключительно акт заботы матери-Церкви о нашей скорбной плоти: посидите, болезные.  Как бы ни так. А также сидение не связано с тем, что эта часть литургии менее важна, чем та, во время которой мы стоим по стойке смирно. Дело в том, что положение человека стоя в западной культуре указывает на активное действие, говорение, участие в диалоге, в то время как сидящий человек воспринимался как человек слушающий. Садясь, мы не перестаем участвовать в литургической молитве: меняется только наш способ участия в ней. «Активное участие в литургии» выражается не только в громком пении и ответах, но и в активном слушании. Если в личной молитве время от времени мы отказываемся от «говорения», чтобы услышать голос Бога, почему бы не постараться провернуть то же самое на мессе?

И все же, пока остальные, включая священника, расслабляются на скамьях или стульях, один человек стоит и мучается за всех. Это чтец (по-латыни lector), который, как нетрудно догадаться, читает чтение (или чтения) с амвона (трибунки в стороне от алтаря). Как правило, чтецом бывает один из министрантов или любой верный (мужчина или женщина), умеющий хорошо читать вслух. Предполагается, что читать нужно «громко, четко и осознанно» (Ordo lectionum 1981,32), а также recto tono, сиречь ровным тоном, проще говоря – не нужно пытаться сделать из библейского фрагмента чтение с выражением или театр одного актера.

Уф. Все, кому хотя бы раз приходилось побывать в роли чтеца, знают, насколько это трудно – сделать людям «громко, четко и осознанно», особенно в первый раз, когда буквы с бешеной скоростью разбегаются по странице в разные стороны, а язык сворачивается в трубочку на словах «фессалоникийцы», «дромадеры из Мадиама» и, что уж совсем жутко, «Навуходоносор». А если проникнуться тем, что чтец, то есть в данный момент ты, являешься, как подсказывает умная книжка, «служителем присутствия Божия по видом Слова», есть риск вообще ничего не прочитать. Тем не менее, Наставление к римскому Миссалу гласит: «Пусть верные не отказываются радостно служить народу Божию всякий раз, когда их просят исполнить какое-то служение в свершении Мессы» (п.62). Радостно или нет, но когда вас просят прочитать\спеть\сплясать\собрать пожертвования, ложную скромность приходится отбрасывать. С другой стороны, всегда есть риск забросить эту скромность слишком далеко. Стоишь ты за авмоном, такой(такая) красивый (красивая), голос у тебя такой проникновенный, вид такой духовный… Аплодисменты в студию.

… А впрочем, когда читаешь, лучше обо всем этом вообще не думать. А думать… ну хотя бы о том, как благополучно миновать Навуходоносора.

Следующее физическое упражнение связано с пением псалма. Увы, мы обязаны петь – как правило, только рефрен псалма вместе с псаломщиком или хором. И если бы только петь! С псалмом дело обстоит не так просто, как кажется. Во-первых, помимо повторяющегося рефрена есть еще сам текст, в который нужно вслушиваться и по возможности понимать. Во-вторых, псалом недаром называется «ответным», «респонсорийным»: будучи ответом общины на чтение Писания, он, как правило, развивает тему только что прослушанного фрагмента. То есть псалом – это своего рода музыкальное размышление над Писанием. И, наконец, псалом с повторяющимся рефреном – созерцательная молитва (так же как, например, созерцанию событий жизни Христа помогают повторение строк Розария).

… И если кто-то будет упрекать католиков в  том, что они, мол, сидят на скамейках и пассивно потребляют духовный продукт, попробуйте объяснить, как это непросто: делать три… нет, даже четыре дела одновременно (петь, слушать текст, размышлять и созерцать). Юлий Цезарь может только завидовать нашим прихожанам.

После второго чтения (в воскресенье или в дни торжеств) или после псалма (в будние дни) приходится снова встать при пении «аллилуйя» - возгласе, предваряющем чтение Евангелия (Согласитесь, трудно выразить бурную радость, сидя на стуле). Этот возглас – «славим Бога» - пришел в христианскую литургию из глубокой иудейской древности, когда люди еще не обросли благочестивыми комплексами и умели выплескивать радостные эмоции от встречи со своим Господом.

 

Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих

Сынов Израилевых, народа, близкого к Нему. Аллилуйя.  (Пс. 148:14)

 

В этом смысле ближайший современный синоним слова «аллилуйя»  - возглас «ура!»… Ну, или любое другое радостное восклицание.

Пение «аллилуйя» обрамляет стих перед Евангелием – своего рода «анонс» чтения. Одновременно это приветствие Бога-Слова.

Интересно, что в Средние века приготовление народа Божия к слушанию Евангелия не было таким простым, как сейчас. Дуранд из Мена, литургист XIII в., говорит о том, что знатные особы снимали плащи и снимали оружие,  преклоняя головы и складывая ладони (что превращало господина в покорно слушающего слугу). Альберт Великий обитал в более брутальных краях: люди снимали рукавицы, а воины вынимали оружие из ножен, демонстрируя готовность защищать Евангелие и Церковь (представляете, какой стоял шум и лязг?!). В любом случае до сего дня сохранился обычай слушать Евангелие со склоненной головой.

И последняя деталь физических упражнений. Несведущему человеку кажется, что при словах «Чтение святого Евангелия от …» люди в храме начинают то ли отмахиваться от комаров, то ли что-то стряхивать со лба. На самом же деле в IX - XI в. возник обычай перед Евангелием совершать мало крестное знамение (чертить большим пальцем руки маленький крестик) на лбу, на губах и на сердце (ну, или просто на груди, если Вы вдруг засомневались, где находится сердце). У этого жеста есть много красивых трактовок: это и защита от лукавого, который стремится вырвать Слово из сердца и разума; это и приготовление всех органов чувств к принятию Слова Божия, и намерение принимать Слово разумом, исповедовать его устами и веровать сердцем.

 

Продолжение, конечно же, следует!

 

 

Комментарии  

 
0 #3 libertinecatherine 2012-11-20 23:37 это замечательная статья. Но где же автор? Цитировать
 
 
+1 #2 Irin 2011-04-27 19:36 Просто в восторге!!!!!!! !!!!!!СПАСИБО! Цитировать
 
 
+1 #1 Дарья 2011-03-27 01:51 Полезно, ещё раз полезно, и увлекательно! :))) Цитировать
 


Exaltation of the Holy Cross Roman Catholic Parish, Yaroslavl, 2010 ©

.